Понедельник / 22.10.2018 / 10:52
Главная
Подготовка ребенка к школе

ПРЕПЯТСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

В семье, где подрастает ребенок, разговоры крутятся вокруг одного – скоро в школу. Что и говорить, это – важнейший этап и для него и для родителей. Сегодня мы поговорим о том, как и когда надо готовить малыша к школе.

I. Что такое психологическая готовность ребенка к обучению в школе?

  • Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, желание самого ребенка учиться (охотно выполнять все предлагаемые ему задания), т.е на языке психологии – мотивация к обучению;
  • У ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослых, контролировать свое поведение;
  • Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе, ему будет трудно выдержать нагрузку в течение всего урока и всего учебного дня;
  • У ребенка должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Перечисленные выше факторы в совокупности и определяют психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Родители же чаще всего уделяют внимание последнему фактору – интеллектуальной готовности к обучению, считая его самым важным и главным. Психологическая практика доказывает ошибочность этого мнения.

II. В каких случаях к школе необходимо готовиться особенно внимательно?

  1. Если беременность и роды протекали с осложнениями.
  2. Если ребенок перенес родовую травму или родился недоношенным.
  3. Если ребенок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудным заболеваниям, есть нарушения сна.
  4. Если ребенок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив.  Если вы замечаете длительную расторможенность.

III. Чему и как учить до школы?

Давайте попробуем «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника неготового к школе и, отталкиваясь от этого, решит, чему и как учить до школы. Отберем для «портрета» самые характерные черты:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание общаться) или наоборот непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, не умение  сделать обобщение, классифицировать, трудность выделения сходства, различия;
  • плохое развитие тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации (неумение выполнять различные графические задания, трудность манипулирования мелкими предметами);
  • недостаточное развитие памяти;
  • задержка речевого развития – это может быть и неправильное произношение и бедный словарный запас и неумение выразить свои мысли.

Как правило, эти недостатки у ребенка не единичны, а встречаются в комплексе, что значительно осложняет адаптацию к школе и дальнейшее обучение. На основании этого попробуем сформировать алгоритм подготовки ребенка к школе.

Здесь важен следующий момент: к сожалению не все родители считают, что подготовка к школе ребенка их забота. Думают, что все придет само собой – «вырастет-научится» - не следует уделять подготовке к школе специального снимания, забывая, что именно семья играет ведущую роль в подготовке к обучению в школе.

1. Мотивация к обучению в школе

Чтобы сформировать положительную мотивацию необходимо:

  • избегать использования мрачно-пессимистических тонов при разговоре о школе. Очень часто в беседе с родителями будущих учеников можно услышать: «Такие требования высокие к детям, программы сложные, а сколько денег на покупку учебников надо  - ужас. Не знаю, справится ли мой Вася с обучением. Как подумаю – страшно становится». А страшно становится от того, что этот разговор невольно слышит Вася и делает выводы: «Если уж мама боится, то там, наверное, действительно страшно»;
  • избегать розовых, сказочных тонов. Ребенок может очень сильно разочароваться и потерять интерес:  придя в школу и увидев, что там не все розовое и сказочное;
  • использовать школу как наказание. «Вот пойдешь в школу, там тебя научат, как вести себя со старшими» и т.п. Ребенок изначально будет настроен к школе враждебно;
  • необходимо гордиться ребенком, его предстоящим новым социальным статусом;
  • реально относитесь к успехам детей (не ругайте, не ждите больших успехов, не перехваливайте);
  • рассказывайте детям свои положительные воспоминания о школе, о школьных друзьях.

2. Социальная готовность.

С приходом ребенка в школу, у него полностью меняется образ жизни, и ему придется ко многому приспосабливаться.

Прежде всего:

  • к требованиям учителя (которого оказывается надо внимательно слушать все 45 минут, запоминать, что он сказал, добиваться, когда нужно, его внимания). Что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинарная среда. Построена на принуждении – урок – форма принуждения («ты должен», «нельзя»);
  • к общению со сверстниками (даже самый коммуникативный ребенок может утомиться, разозлиться, обидеться, непрерывно общаясь 4-5 часов, не говоря уже о детях замкнутых). Ребенок должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам;
  • к вынужденной самостоятельности (умеет ли ваш ребенок сам завязать шнурки, приводить  в порядок рабочее место, пользоваться таксофоном, наконец, справится ли с самостоятельным походом в туалет?).

Обратите внимание на все эти моменты, подготовьте к ним ребенка. Объясните ему также, если он еще не знает, что взрослых надо называть на «Вы» и по имени отчеству, разговаривать с ним уважительно. Даже если у вас в семье царят свободные нравы, вряд ли от вашего чрезмерно раскрепощенного малыша будут в восторге учителя. Да и вообще, по правилам: ходить, сидеть, разговаривать, одеваться. Если в семье не уделяется внимание дисциплине, ребенку будет трудно в школе. Соблюдайте режимные процессы. Учитесь рассчитывать время.

3. Интеллектуальная готовность.

«Разве готовность к школе и интеллектуальное развитие ни одно и тоже?» - задают вопрос многие родители, часто путая термин «интеллектуальное развитие» и обученность.

Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать считать.

Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Обученность и умственное развитие – не синонимы.

Например, родители уверены, что их ребенок готов к школе, потому, что он умеет читать, писать, считать, имеет объем знаний. Но в школе ребенок испытывает трудности, постепенно теряет интерес к обучению и отказывается идти в школу. Что случилось? – обученность может облегчить жизнь ребенку в первое время пребывания в школе, создавая временную успешность. При этом:

  • ребенок привыкает к ситуации успеха, не прикладывая к этому особых усилий, не учится работать;
  • ему становится скучно, ведь многое он уже знает и ему просто неинтересно на уроке.

Но резерв обученности истощается (на старых запасах далеко не проедешь), а работать, достигая цели ребенок уже отвык. Как следствие, - плохие оценки, нежелание учиться.

Что делать? 

  • не форсировать объем знаний, а направить свое внимание на развитие у ребенка психологических функций, обеспечивающих обучаемость: внимание, восприятие, память, мышление, развитие социальных навыков и умений;
  • важно учить ребенка не читать, а развивать речь (умение пересказывать услышанную сказку, увиденный мультфильм, сочинять истории и т.д.), способность различать звуки, расширять словарный запас; не писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки и пальцев (лепка, рисование, аппликация, вырезание, вышивание и т.д.);
  • где бы Вы не были с ребенком: дома, на прогулке, на отдыхе, в цирке, даче и т.д., постоянно, ненавязчиво, между делом, между прочим давайте ребенку информацию об окружающем его мире, проговаривая ее вслух («какое чудесное зимнее утро, как переливается и искрится на солнце пушистый снег» и т.п.). Обилие различных дидактических игр помогут Вам в этом процессе (показ игр, информация о приобретении);
  • развивайте мышление ребенка, беседуя с ним, обсуждая какие-нибудь вопросы, учите сравнивать (искать сходства и различия);
  • улучшить память простыми тренировками – заучиванием большого числа стихотворений, многократными упражнениями в механическом повторении, как это считают некоторые родители – невозможно.  Только развивая мышление ребенка и его способности пользоваться различными мнемическими приемами можно значительно улучшить продуктивность памяти. Мнемические приемы:
  1. проговаривание вслух (называние того, что видят, слышат)
  2. повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала)
  3. запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим)
  4. актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом
  5. объединение заучиваемого одной общей темой и т.п.

4. Здоровье ребенка

Необходимо до начала школьного обучения максимально укрепить здоровье ребенка. Ведь, как правило, за адаптацию к школе дети платят высокую цену – собственное здоровье. А если здоровье слабенькое?

Самый важный  фактор успешности ребенка в подготовке к обучению в школе – эмоциональное благополучие в семье!

Уважаемые родители, многое зависит от Вашего терпения и организованности, от желания помочь своему ребенку в подготовке к обучению в школе.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромный возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Но не забывайте, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Ребенок дошкольник – ребенок играющий. Именно через игру можно достичь положительных результатов в подготовке к обучению в школе.

Учите играя! Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Получайте удовольствие от процесса общения в игре, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться со своим ребенком.