Взгляд педиатра
С точки зрения чисто медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3 месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли кто-нибудь сегодня согласится. Попробую объяснить, почему более поздний возраст мне представляется предпочтительным.
В чем, собственно, главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к указанному сроку.
Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому времени созрел для психологической работы с ним - вы можете убедить его в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам , ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов.
Но можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не тепличному образу жизни. Известен опыт семьи Никитиных. У меня есть свой, не менее убедительный опыт.
В семье моих друзей родилась тройня. Родители были уже в возрасте, оба - кандидаты наук, активно и много работающие. Два мальчика и девочка родились с весом 1300, 1100 и 1050 граммов. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном Питере семью, увидел следующую картину (дело было в ноябре): трое двухлетних озорников спали послеобеденным сном в спальных мешках. Балкон был открыт настежь. "Ребята, просыпайтесь!" - скомандовала мать. Дети с визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они были бодры, веселы, приветливы.
Сейчас им по 17 лет; они студенты разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: "Как вы решились?". "У нас не было другого выхода!" - честно ответили они.
Поймите меня правильно - я не призываю всех следовать столь экстремальным методам. Но элементы этого - длительное пребывание ребенка на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т. д. - должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское учреждение.
Еще одна немаловажная деталь - приучайте, насколько возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает психологический опыт - и одновременно тренируется его иммунная система.
Наконец, существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета, своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих респираторно-вирусны езаболевания - главный бич детей, пошедших в детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил, IRS-19 и ряд других.
Главная особенность этих препаратов состоит в том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек, вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В отличие от многих других иммуномодуляторов подобные препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.
Существуют и другие маленькие хитрости - промывание носоглотки ребенка 0,85-1% раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.
И еще одно. Если ребенок все-таки заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней. Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы, перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.
Однако если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания, подумайте, стоит ли игра свеч.
Когда мамы впервые шагающих в детский сад малышей сокрушаются по поводу неминуемых теперь простуд и болезней, я удивляюсь. У нас в семье детское дошкольное (да и школьное) учреждение никогда не ассоциировалось с температурой, мокрым носом и осипшим от крика горлышком. Как нам это удалось?
Самое главное: найдите такой детский сад, где малышу будет радостно и интересно. Это не так сложно, как кажется. В ближайшем от дома садике может не быть конструкторов Лего и кожаной мебели, зато музыкальный руководитель - просто золото. Нет бассейна и дополнительного английского? Не беда, первое время все "дополнительное" только мешает адаптации к новым условиям жизни: совсем не просто 6-10 часов в день находиться на "чужой" территории!
Ваша первоочередная задача - сделать эту территорию своей. Нет никого лучше ласковой понимающей воспитательницы Надежды Дмитриевны, которая и раздеться поможет, и сказку почитает, вытирая неизбежные утренние слезки...
Ищите такой садик, где вам будут по-настоящему рады, а значит, помогут малышу освоиться, считаясь с его маленькими "прибамбасами". Моему старшему сыну пошли на встречу - первую неделю он ходил босиком, как дома. Вскоре Алеша сам понял, что дома удобнее ходить босиком, а в саду лучше иметь сменную обувь. У вашего малыша может быть другой "нюанс ": любимая игрушка в кармашке, непременная конфета за щекой, книжка в постельке
Неплохо бы также узнать "оздоровительные" позиции детского дошкольного учреждения. Сколько раз в день дети гуляют? Как часто проходят физкультурные занятия и соревнования? Кто (и сколько раз) проветривает помещение в группе в течение дня? Какая форма одежды предпочтительнее (в большинстве детских учреждений топят очень хорошо, причем до мая!)? Задайте эти вопросы, когда придете записываться в сад.
Сходите на "разведку" в группу: есть ли там спортивный комплекс? В спортивный зал: возможно, вы будете приятно удивлены, увидев "сухой" бассейн (а хорошо бы и "мокрый", настоящий!), баскетбольные кольца для малышей, другие интересные спортивные снаряды. В некоторых детских садах открыты группы "здорового образа жизни". Хорошо бы в такую попасть.
И в заключение открою вам маленькую тайну, которой поделилась со мной милая Надежда Дмитриевна (второй мой мальчик благодаря стечению обстоятельств и некоторым моим усилиям попал в группу к той же, нашей любимой воспитательнице!): кто мало болел дома, до садика, тот и в саду тоже много болеть не будет.
А какие же дети мало болеют? Да только те, которых родители закаливают и оздоровляют. Те, чьи родители поощряют всяческие спортивные мероприятия на свежем воздухе и дома - с самого рождения. Кстати, я уверена, что первая "оздоровительная процедура" младенца - это грудное вскармливание. Вторая - раннее плавание и "прохладный" образ жизни: дома никаких "трех одежек" дома, вся верхняя одежда выбирается только после взгляда на показатели уличного термометра (минус 10 и плюс 5 градусов требуют совершенно разных шапочек, поверьте!). В дальнейшем - обливание холодной водой, сауна, хождение босиком и в трусиках, посещение детского бассейна, летний отдых на даче, поездки на море.
Когда малышу исполнится год, уже не обойтись без спортивного комплекса с канатом, шведской стенкой, брусьями. Также нужны велосипед, санки, лыжи, самокат, ролики, скейтборд, коньки. Не говорю уже про мячи, скакалки, детский теннис-пласт и т.д. К сожалению, ничего не получится, если вы сами в этом участвовать не будете. Итак, чтобы ребенок не болел в детском саду, у него должны быть активные, бодрые родители, которые не жалеют времени и средств (увы!) на собственное здоровье и здоровье своих детей.